Однажды к Хинг Ши пришла молодая крестьянка и спросила:
- Учитель, как следует мне воспитывать сына: в ласке или в строгости? Что важнее?
- Посмотри, женщина, на виноградную лозу, - сказал Хинг Ши. – Если ты не будешь ее обрезать, не станешь, из жалости, отрывать лишние побеги и листья, лоза одичает, а ты, потеряв контроль над ее ростом, не дождешься хороших и сладких ягод. Но если ты укроешь лозу от ласки солнечных лучей и не станешь заботливо поливать ее корни каждый день, она совсем зачахнет. И лишь при разумном сочетании и того, и другого тебе удастся вкусить желанных плодов.
1. В подростковом возрасте
дети начинают оценивать жизнь своих родителей. Подростки, особенно девочки,
обсуждают поведение, поступки, внешний вид мам и пап, учителей, знакомых. И
постоянно сравнивают. В какой-то момент результат этого сопоставления скажется
на ваших отношениях с сыном или дочерью. Он может быть для вас как приятным, так
и неприятным. Так что, если не хотите ударить в грязь лицом, начинайте
готовиться к этой оценке как можно раньше.
2. Главное в ваших
взаимоотношениях с ребенком – взаимопонимание. Чтобы его установить, вы должны
проявлять инициативу и не таить обид. Не следует как идти на поводу у
сиюминутных желаний ребенка, так и всегда противиться им. Но если вы не можете
или не считаете нужным выполнить желание сына или дочери, нужно объяснить –
почему. И вообще, больше разговаривайте со своими детьми, рассказывайте о своей
работе, обсуждайте с ними их дела, игрушечные или учебные, знайте их интересы и
заботы, друзей и учителей. Дети должны чувствовать, что вы их любите, что в
любой ситуации они могут рассчитывать на ваш совет и помощь и не бояться
насмешки или пренебрежения.
Поддерживайте уверенность детей в себе, в своих
силах, в том, что даже при определенных недостатках (которые есть у каждого) у
них есть свои неоспоримые достоинства. Стратегия родителей – сформировать у
ребенка позицию уверенности: «все зависит от меня, во мне причина неудач или
успехов. Я могу добиться многого и все изменить, если изменю себя».
В
воспитательном процессе недопустима конфронтация, борьба воспитателя с
воспитанником, противопоставление сил и позиций. Только сотрудничество, терпение
и заинтересованное участие воспитателя в судьбе воспитанника дают положительные
результаты.
3. Удивляйте – запомнится!
Тот, кто производит неожиданное и сильное впечатление, становится интересным и
авторитетным. Что привлекает ребенка во взрослом? Сила – но не насилие. Знания –
вспомните, например, извечные «почему?» у малышей. На какую их долю вы сумели
понятно и полно ответить? Ум – именно в подростковом возрасте появляется
возможность его оценить. Умения – папа умеет кататься на лыжах, чинить
телевизор, водить машину... А мама рисует, готовит вкусные пирожки, рассказывает
сказки... Внешний вид – его в большей мере ценят девочки. Жизнь родителей, их
привычки, взгляды оказывают гораздо большее влияние на ребенка, чем долгие
нравоучительные беседы. Немаловажное значение для подростков имеют и ваши
доходы. Если вы в этой области конкурентоспособны, подумайте заранее, что вы
можете положить на другую чашу весов, когда ваш подросший ребенок поставит вас
перед этой проблемой.
4. Вы хотите, чтобы ваш
ребенок был крепким и здоровым? Тогда научитесь сами и научите его основам
знаний о своем организме, о способах сохранения и укрепления здоровья. Это вовсе
не означает, что вы должны освоить арсенал врача и назначение различных
лекарств. Лекарства – это лишь «скорая помощь» в тех случаях, когда организм не
справляется сам. Еще Тиссо утверждал: «Движение как таковое может по своему
действию заменить все лекарства, но все лечебные средства мира не в состоянии
заменить действие движения». Главное – научить организм справляться с
нагрузками, прежде всего физическими, потому что они тренируют не только мышцы,
но и все жизненно важные системы. Это труд немалый и регулярный, но за то и
дается человеку «чувство мышечной радости», как назвал это ощущение почти сто
лет назад великий врач и педагог П.Ф. Лесгафт. Конечно, физические и любые
другие нагрузки должны соответствовать возрастным возможностям
ребенка.
Кстати, только физические упражнения, в том числе и на уроках
физкультуры, могут смягчить вред от многочасового сидения за партой. Так что не
спешите освобождать ребенка от физкультуры. Это не принесет ему даже временного
облегчения в напряженной школьной жизни. Даже если у него есть хроническое
заболевание (и тем более!), ему необходимо заниматься физкультурой, только по
специальной программе.
И совершенно необходимо, чтобы ребенок понимал:
счастья без здоровья не бывает.
5. Сколько времени в неделю
вы проводите со своими детьми? По данным социологических опросов, большинство
взрослых в среднем посвящают детям не более 1,5 часа в неделю! И как сюда
втиснуть разговоры по душам, походы в театр и на природу, чтение книг и другие
общие дела? Конечно, это не вина, а беда большинства родителей, которые
вынуждены проводить на работе весь день, чтобы наполнить бюджет семьи. Но дети
не должны быть предоставлены сами себе. Хорошо, если есть бабушки и дедушки,
способные взять на себя часть проблем воспитания. А если их нет? Обязательно
подумайте, чем будет заниматься ваш ребенок в часы, свободные от учебы и
приготовления уроков. Спортивные секции (не забудьте сами пообщаться с тренером)
не просто займут время, а помогут укрепить здоровье и разовьют двигательные
навыки и умения. В доме детского творчества можно научиться шить, строить
самолеты, писать стихи. Пусть у ребенка будет свобода выбора занятия, но он
должен твердо знать: времени на безделье и скуку у него нет.
6. Берегите здоровье ребенка
и свое, научитесь вместе с ним заниматься спортом, выезжать на отдых, ходить в
походы. Какой восторг испытывает ребенок от обычной сосиски, зажаренной на
костре, от раскрошившегося кусочка черного хлеба, который нашелся в пакете после
возвращения из леса, где вы вместе собирали грибы. А день, проведенный в гараже
вместе с отцом за ремонтом автомобиля, покажется мальчишке праздником более
важным, чем катание в парке на самом «крутом» аттракционе. Только не пропустите
момент, пока это ребенку интересно.
То же самое касается и привычки к
домашним делам. Маленькому интересно самому мыть посуду, чистить картошку, печь
с мамой пирог. И это тоже возможность разговаривать, рассказывать, слушать.
Пропустили этот момент – «уберегли» ребенка, чтобы не пачкал руки, всё –
помощника лишились навсегда.
7. Желание взрослых избежать
разговоров с детьми на некоторые темы приучает их к мысли, что эти темы
запретны. Уклончивая или искаженная информация вызывает у детей необоснованную
тревогу. И в то же время не надо давать детям ту информацию, о которой они не
спрашивают, с которой пока не могут справиться эмоционально, которую не готовы
осмыслить. Лучший вариант – дать простые и прямые ответы на вопросы детей. Так
что и самим родителям надо всесторонне развиваться – не только в области своей
специальности, но и в области политики, искусства, общей культуры, чтобы быть
для детей примером нравственности, носителем человеческих достоинств и
ценностей.
8. Не оберегайте подростков
излишне от семейных проблем, как психологических (даже если произошло несчастье,
чья-то болезнь или уход из жизни, – это закаляет душу и делает ее более чуткой),
так и материальных (это учит находить выход). Подростку необходимы положительные
и отрицательные эмоции. Для успешного развития ребенка полезно изредка
отказывать ему в чем-то, ограничивать его желания, тем самым подготавливая к
преодолению подобных ситуаций в будущем. Именно умение справляться с
неприятностями помогает подростку сформироваться как личности. Роль взрослого
человека состоит прежде всего в том, чтобы помочь ребенку стать взрослым, то
есть научить его противостоять действительности, а не убегать от нее.
Отгораживая ребенка от реального мира, пусть даже с самыми благими намерениями,
родители лишают его возможности приобрести жизненный опыт, найти свой
путь.
Никогда не лгите ребенку, даже если это продиктовано лучшими
убеждениями и заботой о его спокойствии и благополучии. Дети каким-то неведомым
образом чувствуют ложь в любой форме. А тому, кто обманул раз-другой, доверия
ждать уже не приходится.
9. Если вы уже успели
наделать ошибок в воспитании, вам будет труднее, чем в начале пути. Но если в
своем воспитаннике вы выявите хотя бы капельку хорошего и будете затем опираться
на это хорошее в процессе воспитания, то получите ключ к его душе и достигнете
хороших результатов.
Такие простые и емкие советы воспитателям можно
встретить в старинных педагогических руководствах. Мудрые педагоги настойчиво
ищут даже в плохо воспитанном человеке те положительные качества, опираясь на
которые можно добиться устойчивых успехов в формировании всех других.
10. Если вы поняли, что были
не правы, пренебрегали мнением сына или дочери в каких-либо важных для них
вопросах, не бойтесь признаться в этом сначала себе, а потом и ребенку. И
постарайтесь не повторять этой ошибки снова. Доверие потерять легко, а
восстанавливать его долго и трудно.
Комментариев нет:
Отправить комментарий